СДОВКУС - Мозговой штурм

Мозговой штурм - метод активизации творческого мышления!

Мозговой штурм – метод стимулирования творческой активности. Во время поиска решения какой-либо проблемы участниками предлагается максимальное количество любых вариантов (в том числе, абсурдных и фантастических). В дальнейшем масса оценивается, и выбираются наиболее удачные идеи.

Требования к процессу организации эффективного мозгового штурма. А. Осборн выделил 4 правила, следование которым позволяет повысить общую способность коллектива к творчеству. Это:

1. Сосредоточение на количестве. Хорошо это или плохо с точки зрения различных жизненных ситуаций судить не будем, но создатель метода мозгового штурма заметил, что количество почти всегда перерастает в качество. Другими словами, чем больше идей сгенерировано изначально, тем выше шанс получить отличное решение на выходе.

2.Воздержание от критики. Важно, чтобы творческая группа чувствовала себя достаточно уверенно и комфортно для высказывания вариантов решения проблемы. С этой целью, на первой стадии мозгового штурма, очень важно создать доверительную, свободную абсолютно для всех предложенных идей атмосферу. Чужие идеи можно развивать, совершенствовать, но не критиковать.

3.Стимулирование необычных решений. Действительно, чтобы получить хороший и длинный список идей, одной логикой не ограничишься. Креативность рождается где-то на стыке реализма и фантастики, поэтому любые необычные идеи приветствуются.

4.Объединение и совершенствование идей. Для решения проблемы нужно отбирать не единственную хорошую идею, а несколько, объединив их. Это позволяет дополнительно улучшить решение, предвидеть и заранее решить возможные будущие проблемные ситуации, а, порой, и прийти к более креативному видению ситуации.

Дополнительные требования, организационные моменты. Метод Осборна зарекомендовал себя как отличный инструмент коллективной выработки решений, поэтому многочисленные его последователи вносили свои правки в методику, опираясь на опыт применения.

Вот несколько из них, которые также будут полезны:

- Отбор участников. Люди с небольшим опытом работы не имеют стереотипов и лучше генерируют идеи, поэтому неплохо время от времени вводить в коллектив новых участников. Оптимальное количество – 6-12 человек (лучше разных полов – так создаётся более оживлённая атмосфера). Они должны быть примерно одного возраста и равными по статусу, чтобы избежать «авторитетности суждений».

- Обстановка. Лучше всего мозговой штурм проводить в отдельной аудитории или кабинете, исключив внешние отвлекающие факторы. Обязательно должна быть доска/бумага для графического изображения идей или ментальных карт. Столы/стулья лучше расположить по кругу.

- Руководитель выполняет функцию модератора, но при этом сам берёт участие в генерировании идей. Вначале знакомит аудиторию с проблемой (коротко, если тема была раскрыта заранее, в противном случае – полностью). Дальше следит за соблюдением тематики, стимулирует всех участников, поддерживает переходы.

Известна также вариация метода, называемая «Техникой 100». Суть её в том, что нужно ограничить себя 100 идеями. Планка ставится с целью подтолкнуть своё мышление, преодолеть инертность, ведь в случае с личным мозговым штурмом максимум можно «выжать» только из себя и собственных идей. Как это реализуется:

1. Идеи записываются за один раз.

2. На время работы вы не должны быть заняты ничем другим, отвлечение сведено к минимуму.

Преимущества метода в том, что, первые 30 идей лишь помогают выйти за рамки привычного мышления. Во время генерации последующих 40 происходит разрыв шаблона, становятся очевидными повторы, изобретаются методы борьбы с ними. А вот последние 30 идей считаются «жемчужинами», поскольку к этому моменту практически всегда исчерпанывозможности логики. Они могут казаться вам сумасшедшими, нереализуемыми, фантастичными. Но их все равно нужно записывать.

К слову, «технику 100» можно использовать и как практический инструмент для развития воображения. Чтобы потренировать свой мозг, составьте следующие списки: «100 вещей, которые я люблю больше всего», «100 вещей, которые мне удаётся делать хорошо», «100 вариантов улучшить мою жизнь», «100 главных тревог моей жизни», «100 вещей, важных для человека». Темы кажутся довольно простыми, но, попробовав, вы убедитесь, что нужно хорошо потрудиться, чтобы завершить свой перечень.

Приведенные выше методы важны и полезны для применения в организации, это развивает как каждого участника индивидуально, так и весь коллектив.